Для вас, родители


ПАМЯТКА

Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду».
Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».
Скажите ребенку: «Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль», не будь и грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.
Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.
Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.
В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Этим Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.


 












ТЕСТ "Способности"

«Способности (склонности) ребенка»
Ф.И. учащегося _____________________________________ Возраст_______________________________ 
Сфера прояв-ления
Характеристика ребенка
Наличие склонности (+/-)
Родители
Педагоги
Интеллек-туальная

наблюдателен;


разносторонне любознателен;


имеет исключительную память;


охотно и легко учится;


умеет хорошо излагать свои мысли.


Академических достижений
Чтение:


часто выбирает своим занятием чтение;


использует богатый словарный запас;


подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;


демонстрирует умение выразительно и грамотно интерпретировать прочитанное


Математика:


проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям или упорядочиванию предметов;


проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;


демонстрирует легкость в восприятии и запоминании цифр и математических символов;


с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;


 разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.


Естествознание:


внимателен к предметам и явлениям;


проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;


часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;


проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;


Творческого или продуктивного мышления
чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;


демонстрирует высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей


часто делает все по-своему (независим);


изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;


способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.


Общения и лидерства
легко приспосабливается к новым ситуациям;


другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;


в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;


имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;


с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;


другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью


Художественной деятельности
Изобразительное искусство:


проявляет очень большой интерес к визуальной информации;


проводит много времени за рисованием или лепкой;


демонстрирует опережающую свой возраст умелость;


осознанно строит композицию картин или рисунков


его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;


Музыка:


проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;


чутко реагирует на характер и настроение музыки;


легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;


с удовольствием подпевает.


Двигательная

проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;


любит движение (бег, прыжки, лазание);


обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);


прекрасно удерживает равновесие;


для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).










 




Как определить способности ребенка
            Обычно проблема определения уровня и типа способностей ребенка встает перед родителями особенно остро в период выбора того или иного учебного заведения: будь то специализированный детский сад или школа, студия, кружок, секция. В каком возрасте можно наверняка сказать, к какому виду деятельности более всего предрасположен ребенок? Как сделать правильный выбор, чтобы не навредить ему?
            Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются? Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (Приложение.Тест)
            Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.
            Диагностика склонностей ребенка
            Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.) Наблюдениеодин из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д.        Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника и школьника. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: педагогам. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка. Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера, направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка, оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное», определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка, но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение родителей и педагога за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:
   1. определение уровня интеллектуального развития ребенка;
   2. оценка его потенциальных возможностей;
   3. анализ творческого потенциала ребенка.
            Диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком. Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в школе. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка. Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в учебном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка, которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку. Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, школы, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов (учителя, педагоги-психологи), а также внимательного и чуткого отношения родителей.


Памятка для родителей первоклассников




         5 вещей, которым отец может научить своего ребёнка

                                 Готовность к школе

Октябрь — это то время, когда проводится окончательное формирование групп для шестилеток по подготовке к школе, когда родители нашли и договорились о занятиях с репетиторами, или решили заниматься с ребенком самостоятельно. И вот встает вопрос: что значит эта самая готовность к школе?
Часто родители узко оценивают готовность своего чада к школьной жизни. Отсюда — завышенные ожидания от подготовительных курсов, а порой и будущие нервные срывы ребенка от школьной нагрузки. А ведь еще детский психолог Л. А. Венгер полагал, что готовность к школе не определяется умениями читать и писать. Готовность к школе определяется готовностью воспринимать знания.
 Итак, давайте разложим понятие «готовность к школе» по полочкам. У нас получится условно пять полок:
1.  Педагогическая готовность ребенка: умение читать, пересказывать, писать, считать.
2. Психологическая готовность: это мотивация (зачем мне учиться?), коммуникативные навыки (общение со взрослыми и сверстниками), интеллектуальная (умение воспринимать новый материал).
3. Волевая готовность: способность заставить себя делать работу, которую делать совсем не интересно.
4. Речевая готовность: произношение, понимание разницы в звуках, правильно образовывать слова.
5. Физическая готовность: как минимум, это способность сидеть 40 минут, не теряя внимания к материалу урока.
И конечно, нужные навыки и умения нужно закладывать своевременно. Поэтому очень важно, какие педагоги занимаются с вашим ребенком уже с ясельного возраста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий