вторник, 13 февраля 2018 г.

Русские народные промыслы

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Росписи

  • Керамика Гжели. Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-ых годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называю изготовления «под Гжель».
  • Тагильский поднос — народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле. Основоположник Жостовской росписи. Возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии (Жостове и других). До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному) причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие.
  • Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в середине XVIII в. на Урале, на металлургических заводах Демидовых в Нижнем Тагиле, Невьянске, Верх-Нейвинске, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и других. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в городе Нижнем Тагиле. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и других форм.
  • Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в Советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
  • Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
  • Хохлома́ представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
  • Городецкая роспись
  • Мезенская роспись составляет собой два цвета: черный и красный. Эту роспись придумали в Архангельской области.
  • Изделия из ткани

  • Вологодское кружево — русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
  • Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
  • Павловопосадские шали — набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Производство было создано в середине XIX века в г. Павловский Посад.
  • Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде, в настоящее время Крестецкий район Новгородской области. Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца[1].

Игрушки

  • Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла.
  • Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным[источник не указан 966 дней] около 1 тыс. лет.
  • Кожлянская игрушка — русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.
  • Жбанниковская игрушка
  • Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В последнее время темы росписи сувенирных матрешек не ограничены, встречаются как куклы, расписанные под сказочных персонажей и так и в виде карикатур на известных политиков. Хотя матрешку принято считать оригинальной русской игрушкой, появилась она сравнительно недавно, в 1891 году в Абрамцеве[1], как оригинальная версия менее известной японской деревянной игрушки. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров, привозимых из России.

 


Масленица

Ребята, смотрите страницу "Масленица "Масленица вторник, 13 февраля 2018 г.


Второй день Масленицы - "Заигрыш"

Натупает 2 день Масленицы, получивший название в народном календаре "Заигрыш". Как следует из названия, в это время начинаются различные игры для взрослых и детей. Список таковых открывают традиционные катания на санках с горки, коньках, прогулки на лошадиных упряжках и прочие забавы. Помимо спортивной части, второй день масленицы характеризуется насыщенной развлекательной программой. В этот день приветствовались всякого рода шутки, потехи и увеселения.
Важной частью масленичной традиции являются Петрушка и хранитель праздника — Дед-зазывала. Их задача — создать праздничное настроение. При этом подход необходимо было найти к любому гостю, пожаловавшему на пир. Сделать это было не всегда просто, поэтому для этой роли подбирались самые харизматичные жители конкретного населенного пункта. 
Молодые парни в этот день присматривали себе невест, а девушки, в свою очередь, заглядывались на парней. Холостые мужчины в этот день подвергались шуточному «преследованию» со стороны молодежи и детей. 
Надо сказать, что целью этих шуток было пробудить в человеке мысли о том, что пора уже найти себе пару и обзавестись семьей. В ответ на шутки следовали, безусловно, угощения праздничными блинами и сладостями. 


   Однако основное предназначение этого дня было в другом. Именно во второй день Масленой седмицы проводились смотрины невест. Нельзя не отметить, что наши предки огромное значение и большую важность отводили браку и созданию семьи. Большинство масленичных обрядов издревле сводились к сватовству. С самого утра молодых приглашали кататься со снежных горок. Вместе с ними приглашались и другие родственники. И в такой веселой и непринужденной атмосфере родственники будущих жениха и невесты знакомились между собой, обсуждали совместные планы, относительно предстоящей свадьбы. 

Как правило, если смотрины состоялись, и родственники молодых обо всем договорились, то свадьба назначалась на Красную горку - праздник, который отмечался через неделю после Пасхи и символизировал собой окончательный приход весны. В день Заигрыш на веселые катания приглашались также и семьи, которые поженились незадолго до Масленицы. В частности, каждая семейная пара, на свадьбе у которой гуляло все село за одну-две недели до праздника, в обязательном порядке должна была скатиться с горы. Считалось, что таким образом будет привлечено в их семью счастье и изобилие, а в деревенские закрома – щедрый урожай. Ближе к вечеру все родственники и знакомые собирались за праздничными застольями, на которые приглашали друг друга заранее. Столы накрывались с учетом масленичной специфики – множество сладостей, отсутствие мяса, и, безусловно, блины, как основное блюдо, которое подавалось в различных исполнениях и с разными начинками. Самыми распространенными всегда были блины с икрой.

Первый день Масленицы - "Встреча"

Масленичная неделя, 
Тепло и смех сулит, 
Шумный праздник прям с порога, 
Пришла весна кричит! 
Блины круглы, как солнце, 
Нас греют теплотой, 
Гуляем, веселимся, 
Прощаемся с зимой! 
Обычаи и обряды

Масленичная неделя в старину была переполнена торжественными делами – каждый день был заполнен многочисленными забавами, обрядовыми и не обрядовыми действиями, религиозными и традиционными играми. 
Согласно обычаям, устоявшимся временем в понедельник масленичной недели, который называется "встреча", принято раскатывать ледяные горки, выстраивать качели и балаганы. По поверьям известно, что чем дальше катятся сани, тем лучше будет урожай.

Приметы
Масленица, прежде всего — время поминовения усопших, и первые блины, испеченные в понедельник масленичной недели, посвящаются предкам. Поэтому замешивали тесто и пекли блины в молчании, перебирая в памяти лица родных, вспоминая их поступки и слова. 
По древней примете — первый блин следует раскрошить на улице для птиц. Поклевав угощение, они улетят в небеса и попросят Господа за вас и ваших близких. 
Чтобы упрочить семейные узы, нужно вечером, в первый день Масленицы, собрать всю семью за столом. 
Согласно другой примете, чтобы узнать имя будущего суженного, девушка брала один из первых блинов, выходила на улицу, угощала первого встречного и спрашивала его имя.

Музей русских промыслов 14 февраля



Выставка: “Музей русских промыслов” 14.02
Каждый класс оформляет один стол в русском стиле с предметами народного промысла. У каждого стола 1-2 представителя (дети) от класса в русских костюмах. Стол нужно будет принести из своего класса накануне
Фестиваль блинов 16.02
Каждый класс оформляет свой стол: скатерть, сервировка,показ,мама одна или две у стола в фартуке. После уроков чаепитие.

"Музей за окном"

Ребята, в коридоре 2 этажа установлена карта "Музей за окном" - результат проекта, в котором участвовали начальные классы. Воспользуйтесь инструкцией, чтобы установить приложение.

Пошаговая инструкция для установки
приложения дополненной реальности

Откройте магазин приложений Play Маркет на вашем телефоне или планшете.  
В поисковой строке наберите HP Reveal.
Установите приложение HP Reveal на свой телефон, планшет.
После установки у Вас на рабочем столе появится значок.
Откройте (кликните) приложение.
Далее Вам будет предложена регистрация. Для просмотра картинок, она не нужна. Пролистываем эти страницы, до последней.
В открывшемся окне нажмите на лупу (внизу, в центре экрана)
Откроется новое окно. Внизу, на панели инструментов значки.
Кликните на значок «Лупа».
Откроется новое диалоговое окно.
В поисковой строке наберите «school509» (это вход на наш канал). Кликните «ОК».
Уверенно жмите на эмблему школы 509.
В открывшемся окне нажмите кнопку «FOLLOW».
Надпись изменилась на FOLLOWING. Вы подключились к каналу school509.
Если Вам понравился наш канал school509, ставьте свой  LAKED (лайк).
Теперь вы можете вернуться к сканеру, (на панели значок ), сканировать  картинки «Живой карты», видеть дополненную реальность.

День книгодарения 14 февраля

Что: акция "Дарите книги с любовью"
Где: холл третьего этажа (у библиотеки)
Когда: 14 февраля на всех переменах

14 февраля - Международный день книгодарения.

Все учащиеся могут принять участие в акции "Дарите книги с любовью". Каждый может подарить книгу, которой хочется поделиться, своему другу, подруге или школьной библиотеке.
А также принять участие в буккроссинге и взять на специальном стенде в зоне проведения акции книгу, оставив взамен свою. 

Ребят, отметивших свое участие в зоне поведения акции ждет приятный сюрприз.